История театра

Харьковский театр для детей и юношества создан на базе Первой государственной театральной школы при участии профессора Харьковского университета Александра Белецкого. Заведующим школой был назначен Сергей Павлович Пронский, а художественное руководство возглавил известный на юге России режиссер Николай Николаевич Синельников. Школе было предоставлено пустовавшее помещение бывшего театра миниатюр, так называемого «Екатерининского театра», где в декабре 1920 года спектаклем «Злой галл» по пьесе Н.Толмачева открылся «Театр сказки», позднее переименованный в Первый государственный театр для детей.

Один из первых спектаклей, «Подвиги Геркулеса», оформлял Н.М. Акимов – впоследствии известный театральный художник, режиссер и педагог, долгое время возглавлявший Ленинградский театр Драмы и комедии на Невском проспекте. Следующим этапным спектаклем стал «Хубеане»,прекрасную музыку к которому написал композитор И.О. Дунаевский, а декорации создал талантливый театральный художник Б.В. Косарев, с именем которого связывают возникновение авангардной живописи в Украине. Свой пятый юбилейный сезон театр открыл пьесой молодого украинского драматурга Владимира Гжицкого «По зорi», которой суждено было стать первой оригинальной украинской советской пьесой для детей.

С 1933 года это уже Харьковский театр юного зрителя, носящий имя пролетарского писателя А.М. Горького. В 1935 году главным режиссером театра становится ученик Леся Курбаса, березилец Владимир Скляренко. В июне 1941 года Харьковский ТЮЗ был эвакуирован в западную Сибирь. Вернуться в Харьков театру было не суждено. С 1944 года он начинает работать как Львовский ТЮЗ.

В 1960 году на базе областного драматического театра и выпускного курса театрального института, которым руководил народный артист СССР Лесь Сердюк, в Харькове возрожден ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ, а 22 октября он открыл свой первый театральный сезон спектаклем по пьесе М. Шатрова «Именем революции» в постановке главного режиссера Феоктиста Александрина. Увлекательные сказки для малышей, героические рассказы о современниках, волнующие проблемные спектакли для молодежи определяют репертуарную политику театра в этот период.

Когда на смену Ф.Александрину в театр пришел Леонид Хаит, на сцену ворвался дух современности. Режиссер тонко чувствовал те социальные перемены в обществе, которые вызвала «хрущевская оттепель». Спектакль по пьесе «Они и мы» Н. Долининой взорвал театральную жизнь города и был удостоен Диплома I степени на Республиканском смотре детских спектаклей в 1967 году. Удачные спектакли следовали одни за другим. В 1968 году Л. Хаит по приглашению Сергея Образцова уезжает работать в Московский театра кукол, и ТЮЗ возглавляет Геннадий Макарчук.

После пожара в 1972 году ТЮЗ долго скитался по клубам, пока временно не обосновался во дворце культуры «Пищевик», дожидаясь пока будет восставлено сгоревшее помещение. Для того, чтобы в таких условиях выжить, нужно было наладить бесперебойный выпуск новых спектаклей, не потерять зрителей, пополнить труппу молодыми актерами. И прежде всего, нужен был режиссер, который смог бы повести коллектив за собой. Таким режиссером оказался Александр Беляцкий. Именно он стал лидером в трудный период скитаний и сумел в сложное время добиться творческого подъема.

В 1977 году А. Беляцкий поставил спектакль «Письма к другу» А. Лиханова и И. Шура. Спектакль получил широкий резонанс, и в жизни театра началась новая эпоха. Работая над спектаклем, Беляцкий вынашивал мысль о создании трилогии о харьковчанах, вторым спектаклем которой стала пьеса харьковского драматурга З.Сагалова «Начало фанфарного марша», написанная по произведениям Антона Макаренко. Прологом героико-романтической трилогии стал спектакль по пьесе М.Шатрова «Именем революции», в котором играли заслуженный артист Украины Владимир Антонов, народный артист Украины Всеволод Чайкин, заслуженный артист Украины Борис Товкач. Заключительным аккордом трилогии становится постановка «Спроси когда-нибудь у трав», основанная на пьесе украинского драматурга Я. Стельмаха. Откровенно условные приемы, обращение к зрителю в прямой форме публицистичных зонгов и стихов, большое количество музыки и пантомимы – свидетельствуют о том, что у театра выработался уникальный творческий почерк, отличающий его от других театральных коллективов.

В 1983 году Александр Беляцкий переходит в украинский драматический театр им. Т.Г.Шевченка, и театр возглавляет Борис Варакин (1983-1989). Режиссер Варакин особенное внимание уделяет классическому репертуару. Поставленные им спектакли «Бег» М. Булгакова и «Лес» А. Островского стали заметным событием в театральной жизни Харькова. Затем Варакин обращается к современной драматургии, подростковой драме. Режиссер Борис Варакин работает в творческом тандеме с художником Сергеем Вербуком и композитором Ириной Губаренко.

Режиссерским дебютом Анатолия Самохлеба стал спектакль «Старая легенда» по мотивам чешских сказок и пьесе А.Школьника. Как режиссер, он особое внимание уделял соблюдению творческих принципов автора, детальной разработке характеров. С успехом работают на сцене Харьковского ТЮЗа и другие режиссеры: Марк Энтин, Дмитрий Прево, Юрий Погребищенко.

Первой постановкой народного артиста Украины Владимира Антонова, стала сказка «Теремок» С.Маршака. Новаторство спектакля заключалось в том, что работая над сказкой, режиссер полностью отказался от звериных гримов и хвостов. Затем В.Антонов приступает к работе над спектаклем «Сын полка» по В.Катаеву, сломав связанную с этим произведением традицию – он предложил роль Вани Солнцев не актрисе-травести, а молодому выпускнику театрального института Николаю Гармашу. В 1985 году на сцене благодаря В.Антонову ТЮЗа появляется детский мюзикл «День рождение кота Леопольда», который пользуется зрительским успехом уже более 30 (!) лет.

С 1996 по 2013 года главным режиссером театра являлся заслуженный деятель искусств Украины Юрий Старченко. Он воспитал не одно поколение актеров и режиссеров, многие из которых влились в труппу театра. Творчеству Юрия Старченко присуще историко-романтическое направление с использованием приемов реалистического театра. Продолжается активная гастрольно-фестивальная деятельность, а его работники продолжают завоевывать любовь зрителей и признание коллег, что подтверждается именными стипендиями и театральными премиями различных уровней.

С 2011 года пост директора театра занимает Андрей Гапанович, а художественное руководство осуществляет главный режиссёр Александр Ковшун. С этим административно-творческим тандемом уже связывают новую веху в истории Харьковского театра для детей и юношества. Сегодня коллектив находится в периоде активного творческого поиска, отстаивает право детского театра на универсализацию художественного языка, а руководство сотрудничает как с начинающими, так и с признанными мастерами сцены.